В системе организации логопедической работы большие и малые её составные части. Курс логопедических занятий отражает завершённую, целостную по времени, задачам и содержанию систему работы с заикающимися. По времени проведения и общим задачам он может разделяться на циклы или периоды (подготовительный, тренировочный, закрепительный). По содержанию и конкретным задачам в каждом периоде можно выделить ряд различных этапов ( например молчания, сопряжённой, отражённоё речи, рече-ручного режима и т.д.) Каждый этап состоит из связанных между собой занятий как основной формы логопедической работы с заикающимися. В задачу п од г о т о в и т е л ь н о г о периода входит: настроить ребёнка на занятие, дать ему представление о правильной речи, убедить его в том, что он сможет при желании всегда говорить хорошо, научить пользоваться громким голосом. Одновременно его речь изучается в зависимости от разных факторов, происходит как бы закрепление определённых участков его свободной речи с фиксацией на положительных моментах. В задачи первых речевых занятий входят: создание щадящего режима, стимуляция к предстоящим занятиям, определение конкретных задач. Щадящий режим выражается в том, чтобы оградить психику ребёнка от отрицательно влияющих факторов, cпокойная обстановка, доброжелательное и ровное отношение окружающих, не допускать фиксации на неправильной речи, выдерживать твёрдый режим дня с правильным чередованием сна и бодрствования, ограждение от сильных эмоций, даже если они и приятные.
Чтобы заинтересовать ребёнка занятиями, стимулировать его , приходится ребёнка убеждать, увлекать. Дать понять ребёнку, что чёткая, ясная, красивая речь – необходимое условие их работы. говорить с ними о людях разных профессий ( как может космонавт сообщить из космоса о себе, о состоянии своей ракеты, об опасности, которая может ему угрожать, если он говорит неправильно. Логопед слушает с ребёнком радиопередачи, записи на магнитофоне, пластинках, обращает внимание заикающихся на выразительную речь окружающих людей. Однако, чтобы речевые занятия оказались эффективными, важно не только убедить,увлечь ребёнка, но и в доступной форме определить для него конкретные задачи: что он должен делать на занятиях, чего добиваться, как должен говорить и держаться при этом. Но ничто так не побуждает к занятиям как зримая результативность, поэтому необходимо с самых первых занятий добиваться успехов, осознаваемых ребёнком. В работе необходимо использовать такие формы речи, которые являются облегчёнными ( сопряжённая и отражённая речь, шёпот, ответы на конкретные вопросы ,стихи, пение, произношение отдельных звуков и слогов – гласных и сочетаний их с согласными , речь в спокойном состоянии, в привычной обстановке, с людьми знакомыми и приятными, описание
простых и одновременно совершаемых движений.
Во время т р е н и р о в о ч н о г о периода ребёнок овладевает всеми недоступными формами речи и речевых ситуаций. Опираясь на те знания, которые он приобрёл I периоде, ведётся кропотливая работа по воспитанию навыков свободной речи и правильного поведения в разных формах речи и разнообразных речевых ситуациях. Поскольку порог свободной речи у заикающихся детей неодинаков, то и тренировка правильной речи начинается с разных этапов : у одного – с ответов на вопросы, у другого – с отражённой речи, у третьего – с пересказа .Порог свободной речи у заикающихся зависит от сложности проявления заикания.В наиболее сложных случаях заикания тренировочный период начинается с сопряжённо-отражённой речи. Здесь ребёнок сначала копирует образец фразы и манеру речевого поведения руководителя. При этом он пользуется и помощью взрослого в виде совместного с ним произнесения фразы.
Смотрите также
Основные аспекты физического развития детей с нарушением
опорно-двигательного аппарата
Нередко плоскостопие является одной из причин нарушения осанки. При
плоскостопии, сопровождающимся уплотнением свода стоп, резко понижается опорная
функция ног, изменяется положение таза, становитьс ...
Средства гигиены
Зубные порошки
Основным
чистящим компонентом для любого зубного порошка является химически осажденный
мел, к которому добавлена отдушка (комплекс освежающих пахучих веществ). В
состав отдушки вх ...
Профилактика
важно помнить ...
Диагностика
важно знать ...
Лечение
важно не упустить ...
Gaudeamus igitur, Juvenes dum sumus!
Post jucundam juventutem, Post molestam senectutem. Nos habebit humus.