Выбор рациональных путей коррекции имеет особое значение в начальной стадии развития заикания*. Необходимо отметить, что коррекционно-воспитательной работе придаётся очень важное, основное значение в комплексном медико-педагогическом методе преодоления заикания. Центральное место в этой работе занимает логопед. В настоящее время существует несколько методов логопедического воздействия для устранения заикания у детей. Но все они так или иначе подчиняются од[2]ной цели – воспитание у детей умения говорить нормальной, свободной от заикания речью.
При воспитании свободной речи прежде всего необходимо выработать у ребёнка неторопливый темп, т.е. умение говорить не спеша, чуть замедленно. Неторопливый темп речи вырабатывается одновременно с неторопливым темпом общих движений ребёнка. Спокойное уравновешенное поведение в разговоре и во внеречевой деятельности помогает вырабатывать и определённый темп речи. Умение справляться с волнением, погасить возбуждение, нормализовать аффективные состояния у заикающегося ребёнка также способствует этой цели. Важно при воспитании неторопливого темпа речи обращать внимание на сохранение её выразительности и естественности. Ребёнок, свободно владеющий словом, получает удовольствие от своей речи., при передаче своих чувств он непроизвольно использует богатство интонации, мимико-жестикулярные средства. Заикание лишает ребёнка такой возможности.
В воспитании правильной речи важное значение имеет нормализация речевого дыхания, т.к. у заикающихся оно обычно бывает поверхностным, резким, неспокойным, коротким, при чём нередко слова произносятся ребёнком на вдохе. Необходимо обращать внимание в речевых упражнениях на то, чтобы ребёнок произносил слитно слова во фразе, т.е. не по отдельности каждое слово, а все вместе как одно большое слово, т.к. заикающимся обычно трудно начать говорить, и поэтому, чем меньше он произнесёт разрозненных слов, тем меньше для него будет затруднений.
Научить выделять гласные в слове ( опора на гласные звуки) приобретает большое значение для тех детей, у которых наблюдаются речевые судороги на согласных звуках. Произнесение удлинённо некоторых гласных звуков облегчает речь, снимает речевые судороги.
Одновременно логопед, по необходимости, проводит работу по исправлению недостатков произношения, расширению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя, развитию способности правильно и последовательно излагать свои мысли и желания.
Не меньшее значение имеет и другая сторона логопедической работы – воспитание гармонично развитой личности. Основная задача – устранение у заикающихся детей возможных психологических отклонений, воспитание правильного отношения к своему дефекту, к себе, к своему месту в коллективе, а также развитие их интеллектуальных способностей, этических и нравственных представлений Исследованием установлено, что личностные и речевые особенности детей формируются под влиянием воспитательных условий и речевого окружения. Такова основная позиция советских авторов, в том числе А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, Р.Е.Левиной и других. Например, А.В.Запорожец пишет: « Психические процессы и свойства человеческой личности не являются врождёнными и не могут возникнуть только в результате созревания нервных структур. Они формируются на протяжении детства под влиянием жизни и воспитания». *
Смотрите также
Перинатальная охрана плода
Вопросы перинатальной охраны плода и новорожденного в настоящее время решают
женские консультации, а также специализированные акушерские стационары и
отделения роддомов, санатории для бе ...
Депрессия гемопоэза
Развитие гемодепрессии может быть обусловлено
воздействием ряда факторов, в том числе и производственных. В последние годы
частота гипопластических (апластических) состояний заметно увелич ...
Алгоритм исследования щитовидной железы.
Обследование:
1.
Анамнез: уточнить
место рождения, проживания (выявить эндемичные очаги).
2.
Жалобы (если
есть) изменение голоса, ...
Профилактика
важно помнить ...
Диагностика
важно знать ...
Лечение
важно не упустить ...
Gaudeamus igitur, Juvenes dum sumus!
Post jucundam juventutem, Post molestam senectutem. Nos habebit humus.