Медицина, как и наука вообще, развивается, по-видимому, в геометрической прогрессии. Духу Возрождения, чтобы сокрушить установленные авторитеты и развить метод прямых наблюдений и исследований, потребовалось несколько веков. В 17 в. темп несколько ускорился. С началом 19 в. число новых открытий умножается так быстро, что за ними уже невозможно детально уследить. Взаимодействие биологических и небиологических знаний открыло невиданные перспективы: возникали и быстро развивались новые науки. Наступление на болезни и страдание шло гигантскими темпами.
В начале 19 в., как уже отмечалось выше, Корвизар ввел метод прослушивания и перкуссии. Другой важный вклад в диагностику сделал изобретатель стетоскопа Р.Лаэннек (1781–1826). Эти открытия обеспечили развитие кардиологии и раннюю диагностику заболеваний органов грудной клетки.
Анатомия и физиология, составляющие фундамент медицины, в 19 в. быстро развивались. Ч.Белл (1774–1842) выявил различие между чувствительными и двигательными нервами, а М.Холл (1790–1857) открыл рефлексы. В Германии И.Мюллер (1801–1858) разработал классификацию опухолей по микроскопическим данным, внес значительный вклад в эмбриологию и сделал физиологию отдельной дисциплиной. Другой специалист по микроскопической анатомии, Я.Генле (1809–1885), детально описал структуру всего организма, открыл почечные канальцы и установил, что полость тела покрыта эпителием (мезотелием). Т.Шванн (1810–1882) и М.Шлейден (1804–1881) заложили фундамент цитологии, независимо друг от друга открыв в 1838 клеточное строение тканей животных и растений, соответственно. Р.Вирхов (1821–1902) применил клеточную теорию к проблеме заболевания, установив, что именно клетка – первооснова развития патологических процессов. С работ П.Брокá (1824–1880) началось изучение локализации функций головного мозга. Великий физик Герман Гельмгольц (1821–1894) сделал важные открытия в физиологии зрения и слуха, изобрел офтальмоскоп. Юстус Либих (1803–1873) основал физиологическую химию.
Наибольший вклад в медицину 19 в. внесли Бернар, Пастер и Кох. Примечательно, что все трое были не клиницистами, а учеными-исследователями. Пастер даже не имел медицинской степени. Лаборатория начинает соперничать с клиникой.
Клод Бернар (1813–1878) разрабатывал множество проблем. Опытный экспериментатор, он доказал, что процесс пищеварения не заканчивается в желудке, а продолжается в кишечнике с участием секрета поджелудочной железы. Бернар открыл гликоген и его образование в печени, а затем и вазомоторный механизм. Разработанные им представления о процессах внутренней секреции привели впоследствии к рождению новой науки – эндокринологии. Он также сформулировал фундаментальные принципы проведения исследования и эксперимента.
Гипотеза о существовании патогенных микроорганизмов была выдвинута Фракасторо в 1546; Левенгук в 17 в. впервые увидел бактерии под микроскопом. Их классификация продвинулась вперед после того, как они были признаны растительными формами и отнесены к области ботаники. Но их роль как возбудителей заболеваний оставалась нераскрытой, пока ее со всей убедительностью не доказал Луи Пастер (1822–1895). Теория самозарождения, подвергнутая критике еще Спалланцани, Шванном и Вирховым, была окончательно опровергнута Пастером в опытах по изучению процессов брожения. Стало ясно, что бактерии могут возникать только от других бактерий; от них можно защититься или уничтожить их при помощи нагревания. Это было эпохальным открытием.
Продолжив работу Дженнера в области иммунологии, Пастер разработал вакцины против сибирской язвы и бешенства. Его теория микробного происхождения болезней встретила ожесточенный отпор со стороны французских медицинских кругов, но бактериология все же перешла из ботаники в медицину.
Роберт Кох (1843–1910) открыл бациллу сибирской язвы, холерный вибрион и туберкулезную палочку. Его работы, в которых было показано, что с такими эпидемическими болезнями, как холера или тиф, можно бороться путем очистки (фильтрования) воды, возвестили новую эру в общественном здравоохранении. Он изобрел прозрачную плотную (агаровую) питательную среду для выращивания чистых бактериальных культур, внес вклад в борьбу с чумой рогатого скота в Северной Африке, исследовал многие тропические болезни. Согласно постулатам Коха о специфичности микробов, сформулированным в 1881, возбудитель присутствует во всех случаях данного заболевания, может быть выделен в чистой культуре, а при введении экспериментальному животному вызывает у него то же самое заболевание.
После того как теория микробного происхождения болезней получила твердое основание, новые открытия посыпались со всех сторон. Ученик Коха Китазато (1856–1931), которого называют «японским Кохом», выделил возбудителей столбняка и бубонной чумы. Норвежец Г.Хансен (1841–1912) обнаружил палочку проказы в 1874; Г.Гаффки (1850–1918) – бациллу брюшного тифа; Ф.Лёффлер (1852–1915) – возбудителей сапа и дифтерии. Другой ученик Коха Э.фон Беринг (1854–1917) разработал в 1890 принцип серотерапии (использования сыворотки); его дифтерийный антитоксин спас бессчетное число жизней. А.Франкель (1848–1916) открыл пневмококков, У.Уэлш (1850–1934) – возбудителя газовой гангрены.
Смотрите также
Медико-психологические проблемы в работе с недоношенными детьми
Преждевременные роды заставляют родителей пережить эмоциональный кризис и разочарование,
связанные с рождение недоношенного ребенка. Внешние отличия рожденного от того,
которого ожидали, ...
Применение статинов для лечения больных атеросклерозом
...
Венерические болезни
Венерические
болезни перестали вызывать страх. Во всяком случае, у большинства:
"Это не про меня, это про гомосексуалистов и проституток. Если даже и
заразишься (конечно, не СПИДом), вылечитьс ...
Профилактика
важно помнить ...
Диагностика
важно знать ...
Лечение
важно не упустить ...
Gaudeamus igitur, Juvenes dum sumus!
Post jucundam juventutem, Post molestam senectutem. Nos habebit humus.