В последние годы выпущено большое число нормативных актов, определяющих обязанности работодателей и учреждений здравоохранения по оказанию медицинской помощи работникам вредных производств. Однако в ряде случаев законодательно закрепленные обязанности работодателя по охране здоровья работников вредных производств не выполняются и их функция переносится на территориальные органы здравоохранения.
В настоящее время осуществляется система ступенчатого оказания медицинской помощи работникам вредных производств. Данная система включает три звена: 1) амбулаторно-поликлиническое, 2) стационарное (лечебно-диагностическое, лечебно-реабилитационное /I этап реабилитации/, 3) санаторно-курортное /II этап реабилитации/.
Основными задачами амбулаторно-поликлинического звена Центра является профилактика профессиональных и производственно обусловленных заболеваний, а также медико-социальная реабилитация работников, имеющих начальные признаки профессиональных заболеваний, не сопровождающихся утратой трудоспособности. Единственно эффективным способом выполнения этих задач является эффективное (качественное) проведение профилактических медицинских осмотров указанных контингентов. Однако создание по-настоящему действенной системы проведения медицинских осмотров связано с определенными трудностями организационного характера.
В настоящее время периодические медицинские осмотры проводятся силами территориальных лечебно-профилактических учреждений и носят скрининговый характер. Согласно годовым отчетам ЛПУ %% охвата работников периодическими медицинскими осмотрами по области составляет ежегодно 88-90 %. В то же время следует отметить крайне низкую эффективность проведения периодических медицинских осмотров специалистами ЛПУ. Причинами низкой эффективности работы первичного звена является то, что участковый терапевт не имеет специальных знаний относительно клинических проявлений заболеваний, возникающих вследствие воздействия вредных факторов современного промышленного и сельскохозяйственного производства, не располагает данными об интенсивности вредных факторов на конкретном рабочем месте, не владеет информацией о распространенности профессиональных заболеваний в конкретных производственных условиях, а так же не ориентирован на выявление ранних признаков профессиональных заболеваний.
С целью преодоления трудностей, которые неизбежно возникают при организации и проведении предварительных и периодических медицинских
осмотров удобен следующий подход:
- знакомство с правовой базой, необходимой для проведения профосмотров
- общие требования к организации профосмотров
- порядок проведения профосмотров
Правовая база проведения профосмотров опирается в первую очередь на 254 статью КЗОТ РФ, которая гласит, что работники, занятые на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры для определения пригодности их к порученной работе и предупреждения профессиональных заболеваний.
181 ФЗ РФ от 23.06 1999 г. устанавливает проведение за счет собственных средств работодателя следующих видов медицинской деятельности: обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров; а также недопущение (работодателями) работников; к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения ими обязательных: медицинских осмотров и в случае медицинских противопоказаний. Комментарии к гл. X КЗОТ РФ (2000 г.) гласят:
Работодатели и должностные лица, виновные в нарушении законодательных и иных нормативных актов об охране труда, в невыполнении обязательств, установленных коллективными Договорами или соглашениями по охране труда, либо препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля, а также общественного контроля привлекаются к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и республик в составе. Российской Федерации. За нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда работники предприятий привлекаются к дисциплинарной, а в соответствующих случаях - к материальной и уголовной ответственности.
Смотрите также
Профдерматозы
Определение
Профдерматозы - заболевания кожи, в возникновении которых основную роль играют
вредности, связанные с условиями труда на производстве.
Актуальность проблемы
Развитие п ...
Организация и содержание учебно-воспитательного
процесса в учебных отделениях
Основным
принципом при определении содержания работы в разных учебных отделениях
является дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу. Его
сущность заключается в том, что учебный ма ...
Профилактика
важно помнить ...
Диагностика
важно знать ...
Лечение
важно не упустить ...
Gaudeamus igitur, Juvenes dum sumus!
Post jucundam juventutem, Post molestam senectutem. Nos habebit humus.