Существенным компонентом комплексного метода является медикаментозное лечение. Оно нормализует деятельность центральной и вегетативной нервной системы заикающегося, ослабляет судороги речедвигательного аппарата, снимает психогенные наслоения, способствует оздоровлению организма в целом. По наблюдениям В.С.Кочергина, роль медикаментозного лечения с возрастом заикающихся увеличивается. Это объясняется усложнением клиники заикания вследствие присоединения дополнительных функциональных наслоений. Итак, в комплексе с другими лечебными компонентами, медикаментозное лечение даёт хороший терапевтический эффект, служит базой для эффективной логопедической работы с заикающимися, способствует профилактике рецедивов заикания
По мнению большинства специалистов психотерапия – область медицины и врачей. Однако в настоящее время значительно возросло непосредственное участие логопедов в этой работе. Логопеды используют методы рациональной психо[1]терапии , в некоторых случаях после специальной подготовки с успехом применяют приёмы суггестивной психотерапии: постоянное убеждение ребёнка в том, что он может и должен говорить без заикания, фиксация его внимания на успехах в этом направлении. Следует отметить, что в комплексе лечения психотерапия занимает одно из главных мест. Психотерапия является не только лечебным воздействием словом ( прямая психотерапия ), но и лечебное воздействие через окружающие предметы, вторых лиц ( косвенная психотерапия) . В современной психотерапии различают 2 основных вида воздействия словом.:
1) рациональную (по Дюбуа ) или разъяснительную (по В.М.Бехтереву ) психотерапию
2) суггестивную – внушение в бодрствующем состоянии или во сне (гипноз ) и самовнушение (аутогенная тренировка )
Все виды психотерапии заикания в основном направлены, с одной стороны, на устранение психогенных нарушений у заикающихся ( страх речи, ситуаций, чувство ущемлённости и подавленности, навязчивой фиксации на своём речевом расстройстве ), с другой – на перестройку у заикающегося ребёнка изменённого под влиянием дефектной речи социального контакта с окружающими. Рациональная психотерапия начинается прежде всего с изучения заикающегося ребёнка. Тщательно собранный анамнез позволяет построить необходимый план лечебно-педагогического воздействия, помогает глубже изучить психические особенности ребёнка, вызывает доверие ребёнка, откровенность и расположение к терапевту. На основании собранного анамнеза и тщательного его анализа строятся в дальнейшем индивидуальные и коллективные психотерапевтические беседы в виде системы разъяснений, убеждений и обучения.
Внушение (суггестия) – специальный метод психотерапии. Различают внушение со стороны другого лица и самовнушение. Используется для снятия психогенных наслоений – страха, фиксации на своём дефекте, ухода в себя, скованности, ущемлённости, для воспитания уверенности в своих силах, а также для уменьшения силы судорог, для улучшения самочувствия. Существует «одномоментный метод снятия заикания», предложенный К,М,Дубровским, который по существу представляет собой императивное внушение в бодрствующем состоянии. В лечении заикания используют и метод внушения в состоянии гипнотического сна в комплексе с другими медико-педагогическими средствами воздействия. В лечебных целях используется также метод аутогенной тренировки, предложенный Шульцем.
Смотрите также
Основные вертеброгенные синдромы
1. Шейные вертеброгенные синдромы
Рефлекторные синдромы проявляются ограничением подвижности в области шеи,
болями в шее с иррадиацией в область руки (цервикальгии, брахиалгии).
Основными проявле ...
Повреждения тупыми твердыми и острыми предметами
...
Основные приемы детского массажа
Особенностью массажа детей первого года жизни является,
прежде всего, преобладающее наличие поглаживающих и растирающих движений. В
раннем возрасте массаж, обязательно сочетаемый с гимнаст ...
Профилактика
важно помнить ...
Диагностика
важно знать ...
Лечение
важно не упустить ...
Gaudeamus igitur, Juvenes dum sumus!
Post jucundam juventutem, Post molestam senectutem. Nos habebit humus.