Рабочая поза.
Когда вы сидите, то испытываете постоянную статическую нагрузку, связанную с длительным сохранением правильного положения тела и головы. Статическое усилие более утомительно, чем динамическое. Утомление мышц, удерживающих тело в равновесии при сидении, развивается довольно быстро, так как этим мышцам почти беспрерывно приходится противостоять действию силы тяжести, стремящейся вывести тело из равновесия.
Устав, школьник очень часто принимает неправильную позу, которая, став привычной, закрепляется и приводит к мышечной асимметрии (одно плечо выше другого), нарушению осанки (сутулая, круглая спина, выпяченный вперед живот и т. д.), а иногда и к искривлению позвоночника. Кроме того, наклоняясь из-за усталости близко к книге, вы увеличиваете нагрузку на зрение и тем самым способствуете развитию близорукости.
Правильной посадкой при сидении считается такая, при которой туловище находится в вертикальном положении, голова слегка наклонена вперед, плечевой пояс горизонтален и параллелен краю стола, руки свободно лежат на столе, ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и опираются всей ступней на пол или подставку, спина опирается в поясничной своей части на спинку стула.
В последнее время врачи гигиенисты пришли к выводу, что при письме менее утомительна поза с малым наклоном корпуса .вперед (рис. 3). При такой посадке мышцы спины не так напряжены, как при большом наклоне корпуса. Кроме того, обеспечиваются нормальные функции дыхания и кровообращения (не сдавливаются столом органы грудной и брюшной полости), создаются благоприятные условия для зрительного восприятия.
Во время чтения и письма напряженно работают мышцы спины, шеи, глаз и надо позаботиться о том, чтобы их работа протекала в благоприятных условиях.
Поза за столом будет правильной и удобной, если размеры стола и стула соответствуют вашему росту и пропорциям тела (табл. 1).
Таблица 1. Соответствие роста школьника размерам мебели.
Рост школьника, см. |
Высота стула, см. |
Высота стола, см. |
Разница высот стула и стола, см |
120—129 |
35 |
57 |
22 |
130—139 |
38 |
62 |
24 |
140—149 |
41 |
67 |
26 |
150—159 |
44 |
72 |
28 |
160—169 |
47 |
77 |
30 |
170—179 |
47 |
79 |
32 |
Парты, школьные столы, стулья должны иметь фабричную цифровую и цветовую маркировку. На нижней поверхности крышки стола и сиденья стула ставят обозначения в виде дроби: в числителе группа стола, парты, стула; в знаменателе — диапазон роста школьников (например, Г/160-175). Значит, если ваш рост 165 см, вы должны сидеть за столом группы Г.
Свой рост можно измерить обычным ростомером. Если вы пользуетесь данными, записанными в медицинской карте, то к показателю роста надо добавить 2 см на обувь.
Весьма существенным фактором является расстояние между глазами и рабочей поверхностью книги, тетради. Оно составляет 30—35 см (при прямой посадке глаза от книги должны быть удалены на расстояние согнутой в локте руки).
Таблица 2. Размеры ученических парт, столов и стульев.
Группа мебели и цветовая маркировка |
Рост школьника, см |
Высота заднего края крышки стола над полом, см |
Высота переднего края сиденья над полом, см |
А (желтая) |
до 130 |
54 |
32 |
Б (красная) |
130 — 145 |
60 |
36 |
В (голубая) |
145 — 160 |
66 |
40 |
Г (зеленая) |
160 — 175 |
72 |
44 |
Д (белая) |
выше 175 |
78 |
48 |
Смотрите также
Первый туалет новорожденного
Акушерка моет руки,
обрабатывает их спиртом и после этого приступает к туалету новорожденного.
Полость рта и нос новорожденного освобождает от слизи с помощью
стерильного баллончика или кате ...
Факторы, количественно и качественно изменяющие
эффект лекарств
1.
Физиологические факторы:
а) возраст -
дети часто более чувствительны к вызываемым лекарствами изменениям в водном и
электролитном обмене, кислотно-щелочном балансе; пожилые больные могут необ ...
Природная радиоактивность и законы радиоактивного распада
...
Профилактика
важно помнить ...
Диагностика
важно знать ...
Лечение
важно не упустить ...
Gaudeamus igitur, Juvenes dum sumus!
Post jucundam juventutem, Post molestam senectutem. Nos habebit humus.