Во второй главе нашей работы мы будем рассматривать следующие проблемы:
¨ во-первых, действительно ли возможна диагностика психического развития младенцев;
¨ во-вторых, определить наличие взаимосвязи между течением беременности и родов и отклонением психического развития детей 1 года жизни;
В своем исследовании мы использовали следующую диагностическую методику:
Методика диагностики нервно-психического развития детей первого года жизни разработанную Э.Л. Фрухт по материалам Н.М. Щелованова, М.Ю. Кистяковой и С.М. Кривиной.
В результате проведенного исследования мы продиагностировали 10 младенцев и получили следующие результаты:
№ 1. Мальчик Ваня, 6 месяцев. В детский дом ребенка поступил из детского отделения патологии новорожденных Муниципальной городской больницы № 1 в возрасте 2,5 месяца. Маме 16 лет, беременность – 1, роды – 1, курит. На учете в женской консультации стояла с 16 недель. Течение беременности: II триместр – ОРЗ, угроза прерывания беременности, III триместр – анемия, водянка беременных. Роды преждевременные в 35-36 недель, оценка по шкале Апгар 7-8 баллов. Вес ребенка при рождении 2100,0 грамм. Послеродовый период без особенностей.
При диагностике выявили следующее:
Возраст |
Зрительно-ориентировочные реакции |
слуховые ориентировочные реакции |
эмоции и социальное поведение |
Движения руки и действия с предметами |
Движения общие |
подготовительные этапы развития понимания речи |
подготовительные этапы развития активной речи |
навыки и умения в процессах |
6 месяцев |
Отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого) |
Узнает голос знакомого человека, различает интонации речи |
Радуется ребенку, берет у него из рук игрушку. Гулит |
Четко берет игрушку из рек взрослого, но удерживает ее в руке плохо, не может перекладывать из одной руки в другую |
Недолго лежит на животе, подняв корпус на выпрямленных руках Пытается переворачивается со спины на живот, Не пытается ползать |
На вопрос «где» не находит знакомый предмет, который находится в одном и том же месте. |
Кратковременно гулит |
Ест с ложки полугустую и густую пищу, а сосет из бутылки |
№ 2. Девочка Марина В., возраст 8 месяцев. В дом ребенка поступил из отделения недоношенных Муниципальной городской больницы № 1 в возрасте 2,5 месяца. Маме 31 год, беременность - 7, роды - 3. На учете в женской консультации стояла с 8 недель. Течение беременности: I триместр – угроза прерывания, II триместр - обострение герпетической инфекции, III триместр – анемия и токсикоз беременности. Роды преждевременные в 33-34 недель, вес при рождении 1650,0 грамм, оценка по шкале по Апгар 3-7 баллов. В послеродовом периоде перенесла пневмонию.
При диагностике выявили:
возраст |
Зрительно-ориентировочные реакции |
слуховые ориентировочные реакции |
эмоции и социальное поведение |
Движения руки и действия с предметами |
Движения общие |
подготовительные этапы развития понимания речи |
подготовительные этапы развития активной речи |
навыки и умения в процессах |
8 месяцев |
Знакомых людей узнает, на чужих не реагирует. |
Ориентировочные реакции присутствуют, знакомые голоса узнает, различает интонацию |
Радуется воспитателю, другому ребенку, берет у них игрушки из рук. |
Берет игрушки из разных положений занимается ими недолго, но без учете свойств предмета, не подражает действиям взрослого. |
Переворачивается с живота на спину. Передвигается, переставляя руки или немного ползая. Ровно устойчиво стоит при поддержке под мышки. |
На вопрос «где» не находит ни одного предмета, которые находятся на постоянных местах. По слову взрослого не выполняет разученные ранее действия. |
Произносит отдельные слоги (начало лепета) |
Ест полугустую и густую пищу. |
№ 3. Девочка Вика, 6 месяцев. В детский дом ребенка поступил из детского отделения патологии новорожденных Муниципальной городской больницы № 1 в возрасте 2 месяца. Матери 17 лет, 1 беременность, курит. На учет в женскую консультацию встала в 22 недели. Течение беременности: триместр III - анемия, легкая водянка беременных. Роды преждевременные в 36-37 недель, быстрые, вес ребенка 2500,0 грамм, оценка по шкале Апгар 7-8 баллов. Послеродовой период без осложнений. При диагностике выявили:
Возраст |
Зрительно-ориентировочные реакции |
слуховые ориентировочные реакции |
эмоции и социальное поведение |
Движения руки и действия с предметами |
Движения общие |
подготовительные этапы развития понимания речи |
подготовительные этапы развития активной речи |
навыки и умения в процессах |
6 месяцев |
Знакомых людей узнает |
Проворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его. По разному реагирует на спокойную и плясовые мелодии. |
Во время бодрствования возникает комплекс оживления Громко смеется на эмоциональное обращение, радуется другому ребенку |
Рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки. |
Недолго лежит на животе, подняв корпус на выпрямленных руках, не переворачивается со спины на живот. Рефлекс опоры сохранен, но быстро истощается. |
Гулит |
Во время кормления бутылочку не придерживает. |
№ 4. Мальчик Алеша, возраст 8 месяцев. В дом ребенка поступил из отделения недоношенных Муниципальной городской больницы № 1 в возрасте 1,5 месяца. Матери 33 года, 1 беременность, курит. В женской консультации не наблюдалась. Роды преждевременные в 32-33 недель. Вес ребенка при рождении 1700,0 граммов, оценка по шкале Апгар 4-7 баллов. Послеродовый период без особенностей. При диагностике выявили:
Возраст |
Зрительно-ориентировочные реакции |
слуховые ориентировочные реакции |
эмоции и социальное поведение |
движения руки и действия с предметами |
движения общие |
подготовительные этапы развития понимания речи |
подготовительные этапы развития активной речи |
навыки и умения в процессах |
8 месяцев |
Знакомых людей узнает. Отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого) |
Узнает голос близкого человека. Различает строгую и ласковую интонации обращенной к нему речи. По разному реагирует на свое и чужое имя. |
Громко смеется на эмоциональное обращение, радуется другому ребенку. Радуется воспитателям, психологу, берет у них из рук игрушку, гулит. На других детей внимание не обращает. |
Уверенно берет игрушку из разных положений и подолгу занимается ими без учета свойств предмета. |
Переворачивается со спины на живот и обратно. Самостоятельно садиться, но встать не может. Переступает, держась за барьер. |
На вопрос «Где?» не находит предметы в знакомых местах, не выполняет ранее разученные действия. |
Начало лепета. |
Пьет из бутылки, которую сам держит, ест с ложки. |
№ 5. Мальчик Саша, возраст 6,5 месяцев. В детский дом ребенка поступил из детского отделения патологии новорожденных Муниципальной городской больницы № 1 в возрасте 3 месяца. Матери 27 лет, беременность 4, роды 1, курит. В женской консультации стояла на учете с 12 недель. Течение беременности: I триместр – угроза прерывания, кольпит, ОРВИ, III триместр – водянка беременных. Роды срочные в 37-38 недель, оперативные (ягодичное предлежание), аспирация околоплодными водами, вес 3500,0 грамм, оценка по Апгар 4-7-8 баллов. Послеродовый период: без особенностей. При диагностике выявили:
Возраст |
Зрительно-ориентировочные реакции |
слуховые ориентировочные реакции |
эмоции и социальное поведение |
движения руки и действия с предметами |
движения общие |
подготовительные этапы развития понимания речи |
подготовительные этапы развития активной речи |
навыки и умения в процессах |
6,5 месяцев |
Узнает воспитателей, не реагирует на незнакомых. |
Проворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его. Узнает голос близкого человека. Различает строгую и ласковую интонации обращенной к нему речи |
Радуется воспитателям, психологу, берет у них из рук игрушку, гулит |
Четко берет игрушку из рук взрослого, но плохо удерживает в руке игрушку |
Недолго лежит на животе, подняв корпус и опираясь ладони выпрямленных рук. Пытается переворачиваться со спины на живот. При поддержке под мыши ровно устойчиво стоит, но быстро утомляется. |
Подолгу певуче гулит |
Ест с ложки полугустую и густую пишу |
№ 6. Девочка Женя, возраст 8 месяцев. В детский дом ребенка поступил из детского отделения патологии новорожденных Муниципальной городской больницы № 1 в возрасте 2,5 месяца. Матери 16 года, беременность 1. В женской консультации не наблюдалась, роды домашние (предположительно 38-39 недель). Вес ребенка 3000 грамм, кефалогематома левой теменной области, трещина левой теменной кости. Послеродовый период без особенностей.
При диагностике выявили:
Возраст |
Зрительно-ориентировочные реакции |
слуховые ориентировочные реакции |
эмоции и социальное поведение |
движения руки и действия с предметами |
движения общие |
подготовительные этапы развития понимания речи |
подготовительные этапы развития активной речи |
навыки и умения в процессах |
8 месяцев |
Узнает близких людей, на чужих не реагирует |
Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его. Интонацию не различает, на чужое имя не реагирует. |
На других детей не реагирует, радуется на эмоциональное обращение к ней воспитателя. |
Игрушки берет неуверенно, плохо их удерживает. |
Самостоятельно не садится, поворачивается со спины на живот, обратно только с помощью. Не ползает. |
На вопрос «где» не реагирует. |
Гулит |
Пьет из бутылки, с ложки ест неаккуратно. |
№ 7. Девочка Оля, возраст 7 месяцев. В дом ребенка поступил из отделения недоношенных Муниципальной городской больницы № 1 в возрасте 3 месяца. Мама 18 лет, в анамнезе токсикомания, наркомания. Беременность 2, роды 1. В женской консультации на учете не стояла, роды преждевременные в 35-36 недели. Вес ребенка 2300,0 грамм, родился в тяжелой асфиксии, оценка по Апгар 2-5-7 баллов. Первые 5 суток находился на искусственной вентиляции легких. Послеродовый период: двухсторонняя пневмония, носитель гепатита «С». При диагностике выявили:
Возраст |
Зрительно-ориентировочные реакции |
слуховые ориентировочные реакции |
эмоции и социальное поведение |
движения руки и действия с предметами |
движения общие |
подготовительные этапы развития понимания речи |
подготовительные этапы развития активной речи |
навыки и умения в процессах |
7 месяцев |
Знакомых людей узнает, по внешнему виду не отличает близких от чужих. |
Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его. Узнает голос близкого человека. |
Громко смеется на эмоциональное обращение, радуется другому ребенку. Радуется воспитателям, психологу. |
Четко берет игрушку из рук взрослого, удерживает в руке игрушку плохо. Действия с ней не производит: не стучит, не размахивает, не перекладывает. |
Переворачивается со спины на живот, обратно с помощью. Самостоятельно не садится. Передвигается, переставляя руки или немного ползая. Ровно устойчиво стоит при поддержке под мышки. |
На вопрос «где?» не реагирует, предмет, неоднократно называемый и находящийся в одном и том же месте не ищет. |
Гулит |
Держит бутылку, пьет из нее. Хорошо ест полугустую пищу с ложки. |
№ 8. Девочка Марина Н., возраст 7 месяцев. В детский дом ребенка поступил из детского отделения патологии новорожденных Муниципальной городской больницы № 1 в возрасте 2,5 месяцев. Мама 28 лет, беременность 7, роды 4, курит, часто употребляет алкоголь. В консультации наблюдалась с 16 недель. Течение беременности: II триместр – анемия, микоплазмоз, III триместр – водянка беременных. Роды срочные в 40 недель, вес ребенка 3600,0 грамм, в родах тугое двукратное обвитие пуповины вокруг шеи с удушением, на пуповине истинный узел, тяжелая асфиксия, затрудненное выведение плечиков. Апгар 4-6-7 баллов. Послеродовый период: перелом правой ключицы, гипертензионно-гидроцефальный синдром. При диагностике выявили:
Возраст |
Зрительно-ориентировочные реакции |
слуховые ориентировочные реакции |
эмоции и социальное поведение |
движения руки и действия с предметами |
движения общие |
подготовительные этапы развития понимания речи |
подготовительные этапы развития активной речи |
навыки и умения в процессах |
7 месяцев |
Узнает знакомых людей. |
Узнает знакомые голоса Различает интонацию речи |
Кратковременно комплекс оживления Преобладают отрицательные эмоции |
Игрушкой стучит, размахивает, удерживает в руке непродолжительно |
Самостоятельно не садится не встает, с трудом переворачивается с живота на спину и обратно, немного ползает |
На вопрос «где?» не показывает знакомый предмет |
Произносит отдельные слоги, начало лепета |
Пьет из чашки, кушает с ложки |
№ 9. Мальчик Сережа. Б., возраст 7 месяцев. В детский дом ребенка поступил из детского отделения патологии новорожденных Муниципальной городской больницы № 1 в возрасте 3 месяца. Мама 25 лет, беременность 2 , роды 1. Наблюдалась в женской консультации с 8 недель. Течение беременности: I триместр – легкий гестоз, II триместр – анемия, гипотония, угроза прерывания беременности, III триместр – угроза преждевременных родов. Роды срочные в 37-38 недель, оперативные, отслойка нормально расположенной плаценты, кровопотеря 500 мл. Вес ребенка 2900,0 граммов, оценка по Апгар 6-8 балов. Послеродовый период: без особенностей. При диагностике выявили:
Возраст |
Зрительно-ориентировочные реакции |
слуховые ориентировочные реакции |
эмоции и социальное поведение |
движения руки и действия с предметами |
движения общие |
подготовительные этапы развития понимания речи |
подготовительные этапы развития активной речи |
навыки и умения в процессах |
7 месяцев |
Отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого) |
Узнает голос близкого человека. Различает строгую и ласковую интонации обращенной к нему речи. |
Громко смеется на эмоциональное обращение, радуется другому ребенку. Радуется воспитателям, психологу, берет у них из рук игрушку, гулит |
Уверенно берет игрушки из разных положений и подолгу занимается ими, перекладывает из одной руки в другую, |
Переворачивается с живота на спину, Передвигается, переставляя руки или немного ползая. |
Произносит отдельные слоги (начало лепета) |
Держит сам бутылочку и пьет из нее. Хорошо ест с ложки полугустую пищу. |
№ 10. Мальчик Сережа М., возраст 7 месяцев. В дом ребенка поступил из отделения недоношенных Муниципальной городской больницы № 1 в возрасте 2 месяцев. Мама 31 год, беременность 11, роды 5, курит, регулярно употребляет алкоголь. По беременности не наблюдалась. В анамнезе пролеченный сифилис в 30 недель. Роды преждевременные 36-37 недель, вес ребенка 2100,0 граммов, оценка по Апгар 7-8 баллов. Послеродовый период: профлечение сифилиса 21 день. При диагностике выявили:
Возраст |
Зрительно-ориентировочные реакции |
слуховые ориентировочные реакции |
эмоции и социальное поведение |
движения руки и действия с предметами |
движения общие |
подготовительные этапы развития понимания речи |
подготовительные этапы развития активной речи |
навыки и умения в процессах |
7 месяцев |
Отличает близких людей от чужих по внешнему виду Реагирует на незнакомых |
Узнает голос знакомого человека, различает интонации речи реагирует на свое и чужое имя Плясовые движения под плясовую мелодию |
Радуется воспитателю Ползет на встречу ребенку |
Игрушками занимается долго, разнообразно без учета свойств предмета |
Переступает, держась за барьер Самостоятельно встает и садиться |
На вопрос «Где?» не находит предметы в знакомых местах |
Начало лепета |
Пьет из бутылки, которую держит сам. Ест в ложки полугустую и густую пищу, не снимая ее губами. |
Из данных диагностики видно, что все дети отстают в психическом развитии в разной степени. Опираясь на теоретическую часть можно сделать вывод, что причиной этого отставания являются следующие факторы:
- патологии беременности такие как: инфекционные, вирусные, венерические заболевания матери во время беременности; алкоголизм и прием наркотиков женщиной и др.
- осложнения родов такие как: асфиксии, аспирация околоплодными водами, родовые травмы, кровотечения и др.
Смотрите также
Травматические поражения периферических нервов
Травматические поражения нервных стволов часто
встречаются в связи с бытовым, транспортным или производственным травматизмом.
В большинстве случаев в мирное время травмируются нервы верхних конечнос ...
Этиология
Экзогенные и эндогенные причины возникновения
онкологических заболеваний охватывают практически все возможные факторы –
наследственность, питание, факторы производственной и окружающей среды,
...
Профилактика
важно помнить ...
Диагностика
важно знать ...
Лечение
важно не упустить ...
Gaudeamus igitur, Juvenes dum sumus!
Post jucundam juventutem, Post molestam senectutem. Nos habebit humus.